Пишите нам На Главную

Качественные материалы убивают прогресс

К такому выводу мы пришли, разглядывая альбомы со средневековыми готическими замками и соборами. Все хорошо представляют себе парижский Нотр- Дам, Кёльнский собор, Миланский собор и венецианские дворцы с целыми галереями ажурных стрельчатых арок по фасадам. Когда пришёл этот стиль? В XII-XVвв. Тогда никто ещё и не слышал о достаточно прочном растворе и железобетонных перекрытиях. Яиц с песком намешали, камни друг к другу подогнали поплотней— и ладно, стоит.

Что ему предшествовало? А ничего. Вернее, романский стиль: толстые стены, низкие потолки, малюсенькие окна-бойницы, крошечное внутреннее пространство —каменная нора, а не собор. Иначе никак, а то стены вес крыши не выдержат.

 Готика сменила романский стиль без предпосылок, резко, как во сне. Она открывает ряд принципов, которые позволяют строить гигантские крытые пространства, оставляя стены и колонны невероятно тонкими для того времени, а окна и дверные проёмы огромными. Главный из них—стрельчатые, а не полукруглые, арка и свод. Полукруглый свод падает вниз весь, разом, поэтому требует массивной опоры и не может перекрыть большого пространства. Стрельчатый давит на точечные опоры с двух сторон. К тому же, если такой свод планируется разделить на несколько этажей и он получается слишком тяжёлый, за пределы внутреннего пространства собора можно вынести дополнительные точки опоры, аркбутаны, через «силоотводы» для давления в виде тонких каменных мостов.

                                              

Немного позже человечество научится делать настоящий, закалённый в печи кирпич, откроет цемент и синтетические материалы. Из них можно построить всё, что угодно, но при этом сложно изобрести что-то принципиально новое в плане формы. Зачем изобретать, если всё, чего от тебя ждут, это более или менее умелая стилизация?

Минул век гениальных архитекторов, настало время талантливых дизайнеров. Каждый стремится к славе, ломая голову над очередной фишкой. Но имя гения, открывшего принцип стрельчатой арки, мы уже никогда не узнаем, равно как и тайну его озарения.

<< вернутся назад


Rambler's Top100
Лицензия