Пишите нам На Главную

Дизайн ХХ века: Конструктивизм

Чуть-чуть раньше, чем Европу потряс гений дизайна Ле Корбюзье, в России начало развиваться архитектурное направление конструктивизма. Это был второй раз в истории, когда мы задавали тон Европе, дав искусству модернизм во всех его проявлениях: футуризм в литературе, кубизм в живописи и конструктивизм в дизайне.

Новая Россия, упоённая музыкой Революций, провозглашала освобождение от пошлого мещанского, барского дизайна повсеместно. Отныне каждое строение должно быть максимально удобным и функциональным для жизни человека или промышленного производства. Для дизайна это время утопических проектов, фантастических форм и ультрасовременных решений. Как знать, заимствовал свои идеи Ле Корбюзье у советских инженеров или идея дизайна «домов на ножках» витала в воздухе, но факт есть факт: СССР даёт миру в 1920-30е гг целый ряд архитектурных произведений в духе новой эстетики.

                                         

Конструктивизм СССР не знает ограничений в размерах зданий: значим дизайн и больших, и малых зданий. Хрестоматийный образец дизайна— небольшой выставочный павилион «Махорка» архитектора К.С. Мельникова, сочетавший в компактной форме теплицу для табака, действующий образец производственного цеха и дизайн, удивлявший посетителей.

Однако более известны такие образцы конструктивизма, как конкурсный проект Дворца труда в Москве (1922г) и харьковский Госпром (1928г), ныне отошедший Украине. Он был вершиной дизайна конструктивизма в СССР: настоящий небоскрёб по тем временам (60м высота главного здания, 108м вместе с телевышкой), он стал самым большим зданием во всей Европе. Постройка, завершившаяся менее, чем за три рабочих сезона, была почти немыслимым событием, так как ещё не существовало ни самосвалов, ни подъёмных кранов в привычном нам представлении. Тягловвые работы выполняли лошади, но всё-таки постройка считалась автоматизированной на 80%. Остальное вы узнаете в следующем выпуске.

<< вернутся назад


Rambler's Top100
Лицензия